Главная

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ

Ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

 

Федеральным законом от 25.12.2008 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» в ряд законодательных актов Российской Федерации внесены изменения, в том числе, в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена ст. 19.29, предусматривающая ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
     Согласно ст. 19.29 КоАП РФ административным правонарушением признается привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ).
     Поскольку данная норма закона (ст. 19.29 КоАП РФ) является отсылочной, следует обратить внимание на ограничения, предусмотренные Законом № 273- ФЗ.
     Так, в соответствии со ст. 12 указанного Закона:
     гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения со службы обязан сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы при заключении трудового договора и (или) гражданско-правового договора, стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает 100 000 руб.;
     работодатель обязан при заключении с бывшими служащими трудового договора и (или) гражданско-правового договора, стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает 100 000 руб., на протяжении двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
     Президиум Верховного суда Российской Федерации 30.11.2016 утвердил Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, согласно которому:
     Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции управления организацией, заключившей с ним трудовой или гражданско-правовой договор.
     Обязанность по сообщению возникает у работодателя при заключении с бывшим служащим: трудового договора - вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы; гражданско-правового договора - если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по нему превышает 100 000 руб. в месяц.
     Сведения о заключении трудового или гражданско-правового договора о выполнении работ (об оказании услуг) сообщаются представителю нанимателя (работодателю) служащего только по последнему месту его службы.
     Субъектом административного правонарушения, состав которого предусмотрен ст. 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо (например, кадровик), а лишь то, на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, то есть на работодателя в лице его руководителя.
     Не является административным правонарушением несообщение информации по причине отсутствия у работодателя сведений о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы (когда, например, работник это скрыл, а запись в трудовой книжке отсутствует).
     Административное правонарушение, состав которого предусмотрен ст. 19.29 КоАП РФ, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не может быть признано малозначительным.
     Санкция ст. 19.29 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.