Новости Прокуратуры

прокурор разъясняет

С принятием Федерального закона 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» законодатель определил понятие коррупции.

 

Согласно статье 1 указанного Федерального закона, под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанного лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Той же статьей Федерального закона дано определение понятия «противодействие коррупции», под которым понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно статье 13 указанного Федерального закона граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Прокуратурой района в целях профилактики коррупции принимаются следующие меры: на основании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления Мензелинского муниципального района РТ, в прокуратуру предоставляются нормативно правовые акты и из проекты, по которым проводится антикоррупционная экспертиза. Прокуратурой района в ходе проведения указанной экспертизы выявляются нормы проектов НПА содержащие коррупциогенные факторы, такие как установление необоснованно широких пределов усмотрения для органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции, то есть при принятии НПА органы местного самоуправления выходят за рамки представленных им полномочий, либо предоставляют нормами НПА полномочия тому или иному органу в нарушение закона; наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих полномочия для органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции; одинаковых полномочий у субъектов правоприменения; очевидные противоречия (коллизии) между правовыми нормами единого нормативного акта и другие. На проекты нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, прокуратурой района даются отрицательные заключения с требованиями устранить недостатки при принятии нормативного правового акта. В случае если нормативный акт принятии без учета требований прокуратуры, на указанные НПА прокуратурой района вносятся протесты, если и они не удовлетворяются, прокуратура обращается в суд с соответствующим исковым заявлением.

Таким образом, при проведении проверок соблюдения законодательства о противодействии коррупции органами прокуратуры применяется весь комплекс мер прокурорского реагирования, предусмотренный Федеральным законом «О прокуратуре РФ», а именно внесение протестов на незаконные нормативные правовые акты, подача исковых заявлений в суды общей юрисдикции  и арбитражные суды, внесение представлений об устранении нарушений законодательства, возбуждение дел об административных правонарушениях, объявление предостережений, направление материалов проверок в следственные органы для возбуждения уголовных дел.

Уровень распространенности коррупции продолжает оставаться высоким. В этой связи надзор за исполнением федерального законодательства в сфере реализации ключевых направлений государственной антикоррупционной политики, определенных Национальной стратегией противодействия коррупции, остается важнейшим направлением работы органов прокуратуры.

           

 

 

Показать еще

Похожие статьи

Добавить комментарий

Close
Close