Новости Прокуратуры

Что нужно знать при регистрации

В Лениногорскую городскую прокуратуру с заявлением об отказе должностными лицами в регистрации несовершеннолетнего ребенка обратилась гр-ка У. Проверкой установлено следующее: заявительница с 2000 года зарегистрирована в общежитии учебного заведения начального профессионального образования. В 2011 году она родила сына. Ребенок до настоящего времени не зарегистрирован по месту жительства, в связи с чем гр. У. не может оформить и получать пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, пособие одинокой матери, детское питание. Должностные лица учебного заведения отказывают ей в регистрации.

Также в Лениногорскую городскую прокуратуру с заявлением об отказе должностными лицами в регистрации несовершеннолетнего ребенка обратилась гр-ка Д. Проверкой установлено следующее: заявительница зарегистрирована и проживает населенном пункте в служебной квартире. В 2010 году она родила сына. Ребенок до настоящего времени не зарегистрирован по месту жительства, в связи с чем Д. не может оформить и получать пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, пособие одинокой матери. Должностные лица сельского поселения отказывают ей в регистрации по причине отсутствия согласия собственника жилого помещения (квартира принадлежит организации).

Абзацем 1 статьи 28 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации от 17 июля 1995г. № 713 (далее — Правила), предусмотрено, что регистрация по месту несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (части первая, вторая и четвертая статьи 3).

Согласно статье 6 Закона гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная его копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Приведенные законоположения об обязанности регистрации по месту жительства в полной мере распространяются и на несовершеннолетних граждан, не достигших 14 лет, защита прав и интересов которых в этот период возлагается на их родителей, являющихся законными представителями своих детей и выступающих в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий.

В силу пункта 2 статьи 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Из этого следует, что регистрация по месту жительства указанных несовершеннолетних граждан, проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), также должна осуществляться по месту жительства их законных представителей, так как наличие права пользования жилым помещением служит предварительным условием регистрации гражданина по месту жительства. При этом Закон не содержит оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.

Данный вывод подтверждается и пунктом 2 статьи 54 Семейного кодекса РФ, предусматривающим, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

В соответствии с вышеуказанными Правилами, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

В соответствии с п. 4 раздела 1 этих же Правил, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдение правил пользования жилыми помещениями и помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, отказывая гр. У. и Д. в регистрации их малолетних детей по их месту жительства и регистрации, администрация и учебного заведения и сельское поселение грубо нарушили жилищные права этих детей, а также права заявительниц на получение социальных выплат (пособий по уходу за ребенком).

По указанным фактам прокуратурой внесены представления должностным лицам учебного заведения, сельского поселения. По результатам их рассмотрения дети зарегистрированы по месту регистрации их родителей положенные виды пособий назначены и выплачиваются.

А парадокс заключается во в чем:

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Гр-ка У. никогда не училась и не работала в учебном заведении, в общежитии которого она зарегистрирована; гр-ка Д. никогда не работала в организации, которой принадлежит занимаемая ею квартира. Но обе они являются матерями-одиночками, и в силу закона они не могут быть выселены из нанимаемого жилья и сняты с регистрации до достижения их детьми 18 лет. Вот и получается, что по халатности или безграмотности руководителей, заселивших этих гр-н в специализированный жилищный фонд без законных на то оснований, молодой специалист не приедет работать в сельскую местность из-за отсутствия жилья, которое занимает посторонний человек; студент не получит место в общежитии, так как его занял посторонний человек.                 

       Прокуратурой города восстановлены права малолетних детей

        

Показать еще

Похожие статьи

Добавить комментарий

Close
Close