Новости Прокуратуры

Вся надежда на Закон

Лениногорской городской прокуратурой в порядке надзора в жилищной комиссии ИК МО «Лениногорский муниципальный район» проведена проверка  соблюдения законодательства в части реализации сертификатов для обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа. Проверкой установлено, что решением комиссии № 2 от 11.04.2011 года сестры Г., 1986 г.р. и 1989 г.р. исключены из списка получателей жилищных сертификатов. Основание – то, что право на получение сертификата, в соответствии с п. 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, имеют дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения (Постановление КМ РТ от 16.05.2008 г. № 326); то, что в настоящее время дети Г. (7 человек) зарегистрированы и проживают в муниципальной трехкомнатной квартире в г. Лениногорске общей площадью 68 кв. м. и за ними закреплено право прописки и пользования этой квартирой.

Данный отказ является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, этим федеральным законом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Однако основным нормативным документом, регламентирующим жилищные правоотношения, является Жилищный кодекс РФ 2004 г., в котором также предусматривается порядок и условия предоставления жилых помещений. В частности, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ (основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма), 1.гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; применительно к данной норме указанным решением жилищной комиссии не учтено то обстоятельство, что учетная норма площади жилого помещения применительно к сестрам Г. составляет 9,71 кв. м (68 кв. м.: 7 человек), в то время как решением Лениногорского районного Совета МО «ЛМР» от 22.02.2008 г. за № 10 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения составляет в размере не более 12 кв. метров на одного члена семьи для муниципального образования г. Лениногорск.

Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм).

Кроме того,  в соответствии с ч.1 ст. 58 ЖК РФ, при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма должны быть учтены законные интересы граждан, а именно — заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В данном случае в квартире прописаны 7 человек, двое из них являются несовершеннолетними лицами мужского пола, 1 лицо женского пола страдает психическим заболеванием.

 Также в соответствии с п. 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения
(утв.
постановлением
КМ РТ от 16 мая 2008 г. N 326)
(с изменениями от 29 августа 2008 г., 15 июня 2009 г.), право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:

б) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности возвращения в ранее закрепленное за ними жилое помещение, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях всех видов профессионального образования и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее — дети-сироты). Из смысла этого пункта следует, что право на получение сертификата имеют и дети-сироты, имеющие закрепленное жилье.

Также в соответствии с п. 7 указанных Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в следующем размере:

33 кв.метра — для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил; применительно к сестрам Г. – на каждую из них приходится, как отмечено выше, 9,71 кв. м жилой площади. Следовательно, они имеют право на получение жилищного сертификата как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и по норме предоставления.

Также следует учесть, что основания для отказа в признании гражданина, имеющим право на получение сертификата указаны в п. 13 вышеуказанных Правил. Такое основание отказа как наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей закрепленного жилья, Правилами не предусмотрено. Основанием для отказа в признании гражданина имеющим право на получение сертификата является:

а) непредставление или неполное представление документов, указанных в пунктах 9 или 10 настоящих Правил;

б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

в) реализация ранее права на улучшение жилищных условий (получение жилого помещения) с использованием субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов.

Ни одно из указанных оснований не имело место.

Кроме того, следует учесть то обстоятельство, что в настоящее время обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жильем является расходным обязательством субъекта Российской Федерации и предоставляется только в виде жилищного сертификата. При таких обстоятельствах исключение сестер Г. из списка получателей жилищных сертификатов лишает их возможности когда-либо получить жилье.

Таким образом, исключением из списка получателей сертификатов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – сестер Г. — нарушены нормы действующего жилищного законодательства и законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с вышеизложенным Лениногорской городской прокуратурой на решение жилищной комиссии ИК МО «ЛМР» № 2 от 11.04.2011 г. был принесен протест об его отмене и восстановлении сестер Г. в списках получателей жилищных сертификатов. Протест прокурора отклонен, указанные нарушения не устранены.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ Лениногорским городским прокурором подан иск в суд на решение жилищной комиссии исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» — о признании этого решения об исключении сирот Г. из списков получателей жилищных сертификатов незаконным, об обязании жилищной комиссии восстановить сирот в списках получателей жилищных сертификатов.

Решением Лениногорского городского суда РТ от 03.08.2011 г. исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Показать еще

Похожие статьи

Добавить комментарий

Close
Close